Гостевая книга || Метафорум || Написать автору || Die Metapher und Das Gestalt Искусство метафоры | |
Искусство метафоры | Содержание || Авторская | Чтения | Мнения | Разное | Ссылки || Хвост ящерки |
Джордж Лакофф | Метафорические Литература, раскрывающая природу метафоры и свойства метафорического мышления. Метафоры, которыми мы живем George Lakоff. Mark Jоhnsоn. Metaphors We Live By. Chicago, University of Chicago Press, 1980. В книге известных современных лингвистов рассказывается о неосознаваемых метафорах, заложенных в самые фундаментальные понятия и конструкции нашего языка и речи. По мнению авторов, эти метафоры, существуя по своим законам и взаимодействуя друг с другом, становятся важным фактором, детерминирующим наше мышление. Что означают метафоры Donald Davidson. What Metaphors Mean. In: "Critical Inquiry", 1978, n.5 Строгий в терминах, весьма эрудированный Дэвидсон неумолимо доказывает, что метафора как лингвистический феномен не несет какого-то особого, метафорического значения, смысла. Метафора означает только то, что буквально означают ее слова, все остальное - вне уровня языка, в индивидуальном сознании слушателя... Метафора M. Black. Models and Metaphor. Studies in language and Philosophy. Ithaca— London, Cornell University Press, 1962, p. 25-47. Макс Блэк - последователь так называемой "интеракционная" точки зрения на метафору, которая отходит от классической аристотелевской схемы подмены слов. Акцент делается на семантическое взаимодействие внутри метафоры неродственных ранее концептов, что влияет на значения каждого из них. Так метафора становится особым средством обогащения опыта человека. Сам Блэк в своем повествовании использует красивые метафоры и читать его исследование легко и поучительно. Две главные метафоры Если рекомендовать какое-то чтение для первого знакомства с метафорой, то именно Ортегу-и-Гассета. Возможно, он не достаточно формален и в его статьях слишком много поэзии, но именно в этом особенность метафоры: ее невозможно охватить точной наукой, чтобы рассказать о ней, приходится прибегать к художественным средствам. Эссе на эстетические темы в форме предисловия Этот легкий, но глубокий анализ основ восприятия искусства еще раз подтвердил мнение об Ортеге-и-Гассете как об одном из самых заметных философов нашего времени. Его понимание природы метафоры и стиль изложения завораживают. Гештальт-теория Max Wertheimer Uber Gestalttheorie [an address before the Kant Society, Berlin, '7th December, 1924], Erlangen, 1925. Перевод автора сайта. В статье одного из основоположников гештальт-психологии рассказывается об основных чертах гештальт-подхода, о его отличиях от традиционного аналитического, структурного метода. Эта статья - настоящий манифест, в котором Вертгеймер заявляет цели, своеобразие и методы гештальт-теории. Следует думать, что методы гештальт-теории могут дать прекрасные результаты и в области исследования метафоры. Законы организации в перцептуальных формах Перевод автора сайта. Классическая статья Макса Вертгеймера. Изоморфизм в гештальт-теории Материал взят с официального сайта Society For Gestalt Theory And Its Applications. Перевод автора сайта. Супруги Лачинс - известные специалисты в области гештальт-теории. Они - верные последователи Макса Вертгеймера, этакие архивариусы, издающие воспоминания бесед с Вертгеймером, всесторонне изучающие содержание основных понятий гештальт-теории, гипотезы ее основателей. В этой статье они сравнивают различные мнения гештальт-теоретиков относительно понятия изоморфизма, которое важно и для нашей теории метафоры. Кроме того, чтение этой статьи позволяет познакомиться с современным положением дел в гештальт-теории. За кадром Статья написана и феврале 1929 г. Опубликована в виде послесловия к книге Н. Кауфмана "Японское кино" ("Теакинопечать", М., 1929, стр. 72-92), по тексту которой и печатается. Авторского подлинника не сохранилось. В кинематографе имя Сергея Эйзенштейна значит примерно столько же, что и имя Эйнштейна в физике. Он рассматривал кино прежде всего как искусство монтажа, при этом понимая его совершенно в духе гештальт-теории: кадры не составляют смысла кинопроизведения как стена составлена из кирпичей, но столкновение контрастных по содержанию или форме монтажных фраз "выбивает" из киноткани новые содержания, которых нет в элементарных кадрах. "Произведение, а не сумма". Монтаж 1938 Статья написана в марте - мае 1938 г. Впервые опубликована в журнале "Искусство кино", 1939, № 1, стр. 37-49. Превосходная поздняя статья Эйзенштейна продолжает и значительно развивает темы, поднятые в статье "За кадром". Эту статью следует считать выдающимся примером практического анализа художественного творчества. Вертикальный монтаж Цикл статей написан в июле - августе 1940 г. Опубликован в журнале "Искусство кино", 1940, № 9, стр. 16-25; № 12, стр. 27-35; 1941, № 1, стр. 29-38. Программная статья Эйзенштейна, в которой он на огромном фактическом материале раскрывает принципы монтажной выразительности художественных произведений различных жанров - литературы, поэзии, живописи, кино. На примере анализа своего фильма "Александр Невский" он исчерпывающе демонстрирует понятие динамических художественных единиц - "жестов". Жест - весьма верное описание гештальта как основы метафоры и поэтому работы Сергея Эйзенштейна для нас представляют большой интерес. Найти хорошую литературу о метафоре не так просто, но чтений постепенно становится больше. Автор будет благодарен Вашим рекомендациям или ссылкам на литературу по данной теме, пишите! |